Onlylive.narod.ru
Главная Дневник Мои программы О себе Люди области Новости Грязовца Статьи Ссылки

Изучение рынка труда

Приступая к поиску работы, вы, нравится вам это или нет, оказываетесь на рынке, причем в качестве продавца. А поскольку это рынок труда, то продаете вы свою рабочую силу, а точнее - самого себя как работника. Но, как известно, хороший продавец, прежде чем вываливать на прилавок свой товар и начинать его нахваливать, зазывая покупа¬телей, всегда сначала оценит рынок. Нужен ли его товар кому-нибудь? Может быть сей¬час вообще не сезон? Или товар уже из моды вышел? А может, вокруг и так полным пол¬но продавцов, которые предлагают то же са¬мое, только лучше или дешевле? Самые опытные продавцы идут еще дальше. Они задумываются, кого именно может заинтересовать их товар? И как убе¬дить людей покупать именно у них, а не у конкурентов? Т.е. необходим маркетинг- изу¬чение рынка труда. Каждый знает, что рынок состоит из спроса (покупателей) и предложения (продавцов).

Прежде чем начинать поиск работы следует познакомиться как со спросом (наличием интересующих вас вакансий и требований к ним), так и с предложением (количеством ваших прямых конкурентов, уровнем их профессиональной подготовки, зарплаты, на которую они претендуют).

Материалы для изучения рынка труда

В качестве источников для получения нужной для вас информации вы можете использовать:

  1. Газеты, радио, телевидение, предлагающие объявления о вакансиях, информацию о новом, развивающемся бизнесе.
  2. Информация о вакансиях, предоставляемых центрами занятости.
  3. Ярмарки вакансий, проводимые службой занятости.
  4. Сведения, полученные от знакомых и родственников.
  5. Отделы кадров предприятий и учреждений, различных организаций и служб.
  6. Другие источники (например, объявления в транспорте, на дверях предприятий и организаций и т.д.). Объявления на столбах и заборах, сулящие «золотые горы», не совсем подходят для изучения рынка труда.

Собирая информацию изо всех этих источников (чем больше вы их задействуете, тем лучше), помните, что вас интересует как спрос (вакансии, требования, уровень зарплаты), так и предложение (объявления о поиске работы ваших конкурентов). Какие именно сведения необходимо получить при изучении рынка труда?

Прежде всего, вам предстоит уяснить для себя следующие вопросы:

  1. Достаточно ли часто встречаются вакансии, которые вас интересуют? Если их слишком мало, то, может быть, вам есть смысл подумать о других вариантах.
  2. Полностью ли вы соответствуете предъявляемым требованиям? Учтите, этот пункт очень важен. Будьте максимально объективны и научитесь не только читать, но и понимать объявления. Помните, что:
    Возраст до 30 - это иногда и 32, но никогда не 47; Опыт работы от 3 лет может быть два с половиной год, но никак не может быть четыре месяца;
  3. Хорошее знание английского языка может означать разговорный уровень, но никак не «владею английским языком со словарем»
  4. Устраивает ли вас предлагаемый уровень зарплаты? На что вы собираетесь жить (кормить семью), когда устроитесь?
  5. Много ли ваших конкурентов среди тех, кто ищет работу по той же специальности? Если да, то каковы ваши реальные шансы.
  6. В чем вы уступаете своим конкурентам? Чего вам не хватает: образования, опыта работы, профессионализма, специальных знаний?
Словом каждый пункт — это повод для размышления.

Если у вас до сих пор не было полной уверенности в том, какую именно работу вы ищете, то изучение рынка труда (маркетинг рынка труда) поможет вам эту уверенность получить.

Резюме — это краткая информация о вашей профессиональной деятельности, характеризующей вас как специалиста и представляющая в качестве кандидата, подходящего на определенную вакансию.
Его главная цель - привлечь работодателя к вашей кандидатуре и побудить его пригласить вас на личную встречу. Первое мнение о вас формируется на основании резюме, поэтому очень важно грамотно составить его.
Резюме должно удовлетворять следующим требованиям:

  • Краткость. Объем текста равен 1 странице.
  • Уместность. Пишите только о том, что имеет отношение к работе, избегайте ненужных деталей и подробностей.
  • Правдивость. Представляйте только ту информации, которую вы можете полностью подтвердить.
  • Хороший стиль изложения. Пользуйтесь точными формулировками, избегая непонятных сокращений и жаргона.
  • Грамотность. Проверьте текст на отсутствие орфографических и грамматических ошибок.
  • Приятное оформление. Используйте только качественную бумагу и хороший шрифт. Удобно располагайте текст, разделяйте его на параграфы. Проверьте и исправьте ошибки и опечатки. Резюме должно легко читаться.

Примерная схема резюме

  • Фамилия, Имя, Отчество:
  • Адрес; Телефон:
  • Дата и место рождения:
  • Семейное положение:
  • Цель:(на какую должность претендуете)
  • Образование:(укажите законченные учебные заведения, полученные дипломы, свидетельства и т.п., которые Вы имеете)
  • Опыт работы:(дается в обратном хронологическом порядке суказанием дат, мест работы, должностей, основныхфункций и достижений)
  • Дополнительная информация:(можно указать любые дополнительные сведения, которые представят Васв выгодном свете)
  • Дата написания резюме. (Указание даты составления резюме добавляет ему четкость и конкретность, желательно, чтобы представляемое резюме всегда имело свежую свежую дату)

Подготовка к собеседованию с работодателем

Собеседование очень важный этап. От того, какое впечатление вы произведете на работодателя, зависит, возьмут ли вас на работу.
  1. Внешний вид. Одежда должна быть чистой, аккуратной, удобной и не стесняющей движения. Универсальный стиль - строгий и деловой. Не следует забывать о том, что внешний облик складывается не только из одежды, обуви, аксессуаров, прически, маникюра и макияжа, но еще и из множества мелких деталей, включая сумку и все ее содержимое - ручку, носовой платок и т.д.
  2. Манера поведения. Как бы удачно вы не оделись и не постриглись, помните, что участвовать в собеседовании будет не ваша фотография, а вы сами. Облик человека не отделим от его жестов, мимики, походки, улыбки, голоса, интонаций, манеры вести себя. Каждому из нас полезно периодически понаблюдать за собой со стороны, например, при помощи видеозаписи.
  3. Культура речи. Даже если ваш собеседник с первого взгляда производит впечатление «чисто конкретного пацана», не всегда стоит говорить с ним на его языке. Во всех же остальных случаях неграмотная речь может стать причиной отказа.
  4. Культура поведения и этикет. К сожалению, подавляющее большинство наших современников, особенно молодежи, считает правила хорошего тона неким атавизмом, пережитком прошлого. А это большая ошибка. Вы можете проиграть конкурс только из-за того, что забудете пропустить вперед специалиста по подбору персонала или несколько раз случайно позволите себе при разговоре перебить собеседника. Кроме общепринятых правил культурного поведения существует еще так называемый деловой этикет, регулирующий взаимоотношения на службе. Вы нисколько не повредите себе, если продемонстрируете при собеседнике знание делового этикета.
  5. Необходимые документы. Запаситесь приличного вида папкой и сложите в нее паспорт, диплом(ы), трудовую книжку, несколько экземпляров резюме, рекомендательные письма (если они есть).
  6. Психологическая подготовка. Вспомните свой прошлый опыт - как вы сдавали экзамены, разговаривали с начальством, вели переговоры? Когда вам это особенно удавалось? Что помогло достичь успеха? Стоит использовать любую мелочь, которая сможет поднять вам настроение и придать уверенности в себе.
  7. Возможные вопросы. Говорят, что самый удачный экспромт-это тот, который хорошо подготовлен. Будет лучше, если ни один из заданных работодателем вопросов не будет для вас неожиданностью. Конечно, нет предела человеческой изобретательности, но все-таки круг тем, которые может обсуждать работодатель с соискателем, достаточно ограничен. А значит, продумать заранее, что бы вы могли сказать в той или иной ситуации, вполне в ваших силах. 8. Выучите основное правило поведения на собеседовании: старайтесь всегда и во всем соблюдать золотую середину. Да, конечно, опаздывать нехорошо, но если вы явитесь в организацию за полчаса или больше до назначенного срока, поломаете все планы своему собеседнику или будете слоняться по коридорам, то это будет не намного лучше. Никто не возьмет на работу профессионально непригодного сотрудника, но излишняя де¬монстрация компетентности также вызывает подозрения.
При подготовке к собеседованию надо учитывать, что каждый из его участников имеет определенные установки. Установка работодателя - найти наиболее подходящую кандидатуру на рабочее место. Ваша установка — показать, что вы и есть именно тот человек. А для этого надо ответить на вопросы работодателя, так, что¬бы ваши ответы соответствовали тем требованиям, которые он предъявляет к работнику.
Можно выделить типичные вопросы, задаваемые на собеседовании
  1. Расскажите мне о себе. Собеседник хочет узнать вас поближе. В сжатом двух- трехминутном ответе расскажите о своем возрасте, образовании, интересах, хобби. При этом ни в коем случае нельзя искажать факты!
  2. Почему вы хотите у нас работать? Отвечая на этот вопрос, вы получаете возмож¬ность продемонстрировать, что вы не поленились выяснить все о предприятии, на которое хотите трудоустроиться, упомянув о хорошей репутации предприятия. Покажите, что ваши способности и знания могут пригодиться на этой работе.
  3. Выполняли ли вы подобную работу раньше? Ни в коем случае не на¬чинайте свой ответ со слова «нет». Если у вас есть такой опыт, то расскажите о нем. Если же вы не имеете опыта работы по данной специальности, то пойдите другим путем. Обрисуйте вашу квалификацию, интересы, личные качества, соответствующие характеру будущей работы, сообщите, насколько быстро вы сможете освоиться на рабочем месте и с каким энтузиазмом настроены на выполнение новых обязанностей.
  4. Каковы ваши сильные стороны? Ответ на этот вопрос требует «домаш¬ней заготовки». Вспомните все те достоинства, которыми вы обладаете, причем, относящиеся не только к работе, но и к личной жизни. В этот список надо включить:
    • уже имеющийся профессиональный опыт (не обязательно по той специальности, на которую вы хотите устроиться), умение обращаться с оргтехникой, работать на компьютере, знания иностранного языка, вождение автомобиля и др.
    • такие личные качества, как энтузиазм, надежность, умение ладить с людьми, гордость за проделанную работу и т.д.
      Ваш рассказ о себе должен показать вас только с хорошей стороны. Не бойтесь похвалить себя — в этот момент лучше забыть об излишней скромности.
  5. Какие ваши слабые стороны? Будьте, осторожны! Не помогайте работодателю отвергнуть вашу кандидатуру - не признавайте за собой слабостей, старайтесь использовать такие формулировки, чтобы ваши слабости казались вашими сильными сторонами, например:
    • иногда я нетерпелив, потому, что все хочу довести до конца. Но мне кажется, что я уже научился себя сдерживать
    • иногда меня называют «педантом» или «занудой», но в той работе, которую мне предстоит выполнять, необходима 100% аккуратность.

    • Никогда не надо извиняться за недостаток опыта и молодость. Да, у вас не хватает знаний и профессиональных навыков, но зато:
    • есть энтузиазм и энергия;
    • умение быстро обучаться;
    • вы в отличной физической форме;
    • вы легко адаптируетесь к переменам;
    • вы приложите максимальные усилия, чтобы доказать свои способности, самоутвердиться.

    • Очень много проблем при трудоустройстве возникает у молодых мам с маленькими детьми. Попробуйте при разговоре с работодателем предложить один из следующих вариантов решения своей проблемы:
    • найму няню;
    • попрошу о помощи родных;
    • больничные листы будет брать муж;
    • принесу справку о том, что ребенок здоров.
  6. На какую зарплату вы рассчитываете? Рекомендуется придерживаться следующей стратегии:
  7. перед собеседованием целесообразно выяснить величину зарплаты сотруд¬ников, выполняющих аналогичную работу;
  8. не указывайте каких-либо точных цифр, лучше назовите нижнюю и верхнюю границы.
  9. Если предлагаемая вам зарплата будет ниже той, на которую вы рассчитываете, подумайте, прежде чем отказаться. Вполне возможно, что в скором времени ваши способности, знания, деловая активность будут оценены по достоинству.
  10. Есть ли у вас вопросы по поводу будущей работы? Если работодатель рассказал все, что вам хотелось узнать о будущей работе, можно ограничиться комплиментом: «Нет, спасибо, вы полностью описали мне работу и я хотел бы как можно быстрее приступить к ней». Если вас интересую детали, задайте один два вопроса по содержанию работы. Не следует спрашивать о частностях: распорядок рабочего дня, премирование и т.д.
  11. Когда вы можете приступить к работе? Не колеблясь, отвечайте: «Как можно скорее» или «Когда нужно». Обсуждать все детали нужно после того, как вы устроитесь на работу. Договариваться о переносе даты начала работы целесообразно только в случае крайней необходимости.
При отказе в приеме на работу не унижайте себя уговорами, избавьте себя от бесполезных минут, поберегите время и силы для следующего дела.

Подсказка

У вас, молодых, при приеме на работу есть немало преимуществ. Воз можно, вы удивитесь, прочитав это. Работодателям чаще требуются опытные люди. А молодые, мол, и в коллективе еще работать не умеют, и порой к дисциплине не приучены. Доля истины в этом есть. Но!
Во-первых, работодатели сами когда-то были молодыми и обладали подобными характеристиками, но ведь кто-то взял их на работу впервые.
Во-вторых, эти недостатки могут быть быстро устранены.
В-третьих, у молодежи имеются безусловные достоинства.
Сами работодатели их прекрасно знают, но можно напомнить.

Плюсы выпускников

  • Высокая обучаемость
  • Гибкость в принятии решений, мобильность, способность легко осваи¬вать новые технологии
  • Современные знания (в том числе компьютера)
  • Интерес к новой технике
  • Здоровье, много сил, энергии
  • Возможность работать ненормированно
  • Нет профессиональных шаблонов
  • Желание реализовать себя, сделать карьеру
  • Готовность много работать

  • С уважением Иванов Максим

Copyright © 2004—2008 Иванов Максим    mawik@mail.ru
Используются технологии uCoz